- Физиологический механизм восприятия
- Основные свойства восприятия с примерами
- Свойства восприятия
- Развитие восприятия у детей
- Расстройства восприятия
- Иллюзии
- Иллюзии восприятия
- Галлюцинации
- Причины нарушений
- Принципы восприятия
- Факторы восприятия
- Иллюзия реальности
- Восприятие человека человеком
- Типы и виды восприятия
- Пространство, время и движение
- Эффекты восприятия
- Уровни восприятия
- Перцептивные действия
- Типология
- Классификация видов восприятия
- Цвета
- Виды восприятия у людей
- По модальности
- В зависимости от ведущего анализатора
- По способу актуализации
- Нарушения восприятия
- Иллюзии восприятия
- Галлюцинации
- Видео: Механизмы восприятия — Мария Фаликман
Физиологический механизм восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей на концах нервов, присутствующих в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь он попадает в сенсорные области коры, которые являются как бы центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, генерируется определенная сенсорная информация.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что, как и ощущение, это рефлекторный процесс. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
Временные нейронные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух типов:
1. Формируется внутри анализатора;
2. Межанализатор.
Первый тип возникает, когда тело подвергается воздействию сложного стимула модальности (например, мелодии). Второй тип нейронных связей, образующихся при воздействии сложного раздражителя, — это связи внутри разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснил существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность — характеристика конечного образа, возникающего в результате совокупности ощущений. Окончательное изображение всегда завершено. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха находится в движении. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее как насекомое.
- Постоянство: как только характеристики объекта усвоены, человек склонен надолго соотноситься с этим объектом, безошибочно формируя окончательный образ. Небольшие изменения характеристик товара не приводят к трудностям с его классификацией. Например, молодой человек встречает высокую девушку с голубыми глазами и светлыми волосами. Однажды его девушка перекрасила волосы в брюнетку. Но он по-прежнему воспринимает ее как свою половинку, она не стала для него чужой.
- Объективность — это способность объединить предмет в общую группу по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое — яблоко. Зеленый, длинный, с ногами и хвостом, это крокодил. Процесс категоризации предметов по полу может занять некоторое время. Иногда для правильного соотнесения человеку нужно подойти и рассмотреть предмет или поднять его.

Объективность восприятия
- Структурность — выражается в сложности процесса восприятия, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового имиджа. Так, например, большой плавучий железный корабль — это корабль. Однако большой утюг, способный двигаться по железнодорожным путям, — это поезд, а не корабль.
- Селективность — выделение 1 объекта на заднем плане. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может играть одновременно с несколькими игрушками. В первую очередь он возьмет самую яркую или большую игрушку. Это активирует избирательность: ребенок выбирает наиболее заметный предмет по цвету или размеру. Выбрав из набора понравившуюся игрушку, ребенок на какое-то время теряет интерес к другим, в его поле восприятия остается только лучшее.
- Апперцепция — это зависимость формирования образа от индивидуальных особенностей аналитических систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может восприниматься разными людьми по-разному. Так, например, Библия для верующих — одна из главных книг жизни, устанавливающая правила жизни и основы общества, но для атеиста она кажется просто книгой, ничем не отличающейся от любого другого произведения искусства.
- Активность восприятия — это способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально ребенок не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать им по стене, смотреть на нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды его мать показывает ему, что он может есть ложкой. Узнав это, ребенок понимает, что ложка — это столовые приборы, а не молоток, зеркало или лопатка.
Свойства восприятия
1. Объективность восприятия
Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора ощущений, не связанных друг с другом, а в виде отдельных предметов.
Объективность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и улучшение этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По словам Ивана Михайловича Сеченова, объективность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук, движения глаз, прорисовывающие очертания предмета и т.д.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством объективности.

2. Целостность восприятия
Восприятие дает целостное изображение объекта. Он формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об индивидуальных свойствах и качествах объекта.
Компоненты ощущения настолько тесно взаимосвязаны, что возникает единое сложное изображение объекта, даже когда непосредственно на человека действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. В этом образе появляется условный рефлекс из-за связи между разными ощущениями.

Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении индивидуальных свойств воспринимаемого объекта полученная информация мысленно дополняется с образованием целостного образа конкретного объекта.
3. Структурность восприятия
Структура восприятия — это не просто набор ощущений. Он отражает взаимосвязь различных свойств и частей, например, структуру предмета.
Восприятие привносит в наше сознание структуру объекта или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структура восприятия является отражением специфики взаимосвязанности элементов целого. Например, ноты входят в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем треугольник на фигуре, потому что мы знаем пропорции данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой с другим стилем письма.

Структурность связана с другим свойством восприятия: целостностью.
4. Постоянство восприятия
Постоянство — это относительное постоянство изображения объекта при изменении условий его восприятия (например, автомобиль кажется нам большим на любом расстоянии от него). В максимальной степени соблюдается постоянство в визуальном восприятии цвета, размера и формы предметов.
Благодаря постоянству, проявляющемуся в способности системы восприятия (системы восприятия, состоящей из набора определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас объекты как относительно постоянные.

Человек неоднократно воспринимает определенный объект, более того, этот объект воспринимается совершенно в других условиях. Это позволяет системе сохранять относительное постоянство свойств предметов и явлений. Без постоянства восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем мире.
5. Апперцепция
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и личностных качеств воспринимающего.
Знание человека и предыдущий опыт играют огромную роль в апперцепции. В процессе восприятия, чтобы классифицировать то, что вы воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о том, принадлежит ли объект к определенной категории объектов.

Таким образом, восприятие активирует прошлый опыт. Следовательно, объект может восприниматься разными людьми по-разному.
Содержание восприятия определяется задачей, причинами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут легко изменить содержание восприятия.
6. Значение восприятия
Значение восприятия — это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным значением. Восприятие не просто определяется набором стимулов, это постоянный поиск наилучшей интерпретации полученных данных.

Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. Несмотря на постоянно меняющийся контент, мы узнаем одну и ту же тему. Человеческое восприятие, будучи своего рода осознанием предметов и явлений, включает в себя акт понимания, понимания.
7. Активность (избирательность) восприятия
Избирательность восприятия заключается в том, что в данный момент мы воспринимаем только определенный объект или группу объектов, тогда как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).

Например, в классе вы слушаете лекцию, не замечая, что кто-то позади вас обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направлено на урок, пока вас не спросят о планах. В этом случае вы уже будете общаться и не будете слушать урок, т.е восприятие будет направлено в сторону собеседников.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в детстве. Однако в раннем возрасте восприятие ребенка еще очень несовершенно. В первые годы жизни ребенка формируются зрительно-тактильные и зрительно-моторные связи, возникающие в процессе манипулятивной деятельности с предметами. В дальнейшем манипуляция превращается в «ощупывание» нового объекта взглядом — это указывает на новый этап в развитии восприятия.
В дошкольном и младшем возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: их непроизвольное восприятие преобладает над произвольным.
Сложнее всего детям усваивать пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестетическими и тактильными ощущениями. В дошкольном детстве дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и размеры предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Восприятие времени — серьезная проблема для младших дошкольников. Они не всегда правильно используют слова «завтра», «вчера», «после», «до».

Восприятие времени детьми
С развитием окружающего мира, а также систематическим обучением улучшаются условнорефлекторные связи ребенка, что является толчком для развития восприятия.
Взрослый играет ключевую роль в развитии детского восприятия. Таким образом, родители и учителя учат детей действовать предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на сущностные характеристики предметов и явлений действительности. Обширные и исчерпывающие ответы взрослого на вопросы ребенка об определенных предметах и явлениях будут много значить.
Внимание! Для развития восприятия ребенка необходимо организовать его игровую и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, размер. Чтобы ребенок смог изучить предмет, понять его предназначение, он должен его почувствовать, попытаться совершать с ним различные действия. В процессе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного взгляда на мир.
Детское творчество имеет большой потенциал для развития навыков восприятия. Рисуя с модели и лепя, дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Следовательно, с более старшим дошкольным возрастом восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В школьный период восприятие улучшилось за счет разнообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для развития перцептивных навыков педагог должен использовать наглядные пособия: во-первых, он стимулирует работу нескольких анализаторов одновременно, а во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная исследовательская работа студентов.
Поэтому восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что эта способность не разовьется сама по себе, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. В раннем детстве важно дать возможность сформировать сенсорные стандарты и познавательные интересы. При соблюдении этих условий в школьный период ребенок будет активным и независимым в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности
Расстройства восприятия
Расстройства восприятия — это группа патопсихологических симптомов, включающая в себя различные нарушения целостного отражения объектов, проецируемых в реальное пространство. Они проявляются неспособностью распознавать предметы и звуки (агнозия), дереализацией, деперсонализацией, искажением свойств окружающих предметов и собственного тела, неправильным восприятием существующих и отсутствующих явлений и предметов в действительности (галлюцинации, иллюзии).
Для диагностики используется метод клинической беседы, набор специфических экспериментально-психологических приемов. Лечение направлено на устранение основного заболевания, вызвавшего нарушение восприятия.
Иллюзии

Иллюзии — это неправильное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.
При определенных условиях они возникают у большинства людей и могут быть вызваны физическими факторами (восприятие ложки в стакане чая, который выглядит разбитым), физиологическими (двойное изображение предметов, если в момент восприятия вы нажимаете на бок глазного яблока) и по психологическим причинам (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза
это оптическая иллюзия восприятия по отношению к измерениям. Два предмета одинакового размера могут выглядеть по-разному. Если объект помещен между более мелкими объектами, он будет казаться больше, чем если бы тот же объект был помещен между более крупными объектами.

б) Иллюзия Понцо
Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что человеческий мозг определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, как уходящие вдаль железнодорожные пути. В результате горизонтальные линии воспринимаются по-разному.

в) Иллюзия Аристотеля
Это иллюзия прикосновения. Между (под) скрещенными пальцами помещается небольшой предмет (карандаш) (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого с внешней стороны. Когда пальцы (и руки) двигаются по объекту (вперед и назад), через некоторое время кажется, что пальцы касаются 2 объектов.

г) Иллюзия Целльнера

Оптическая иллюзия, в которой параллельные линии, пересекаемые серией коротких диагональных линий, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера-Лайера

Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении сегментов, обведенных стрелками. Сегмент, обрамленный «точками», кажется короче, чем сегмент, обрамленный «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа
Оптическая иллюзия, когда красная линия является продолжением черной линии, а не синей.

Галлюцинации

2) Галлюцинации — это неправильное восприятие без объекта.
Галлюцинации возникают при злоупотреблении алкоголем (алкогольный делирий), наркотиками, психостимуляторами (ЛСД, кокаин и др.), Наркотиками (например, антидепрессантами), при психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия), органическом поражении головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля Бонне).
Причины нарушений
При определенных обстоятельствах могут иметь место различные нарушения механизмов восприятия. Это может быть умственная перегрузка, воздействие химикатов, болезнь или потеря энергии. Наиболее известны галлюцинации — изображения без реального присутствия объекта.
Галлюциногенные явления происходят в любой форме:
- визуальный (через образы, различные события);
- слуховые (звуки, щелчки и т д);
- тактильные (кожные реакции в виде ощущений холода, ожогов, ползания насекомых).
Поле восприятия огромно, люди видят мир в разных вариациях, хотя теоретически он для всех одинаков.
Принципы восприятия
Группа психологов вместе с Максом Вертхаймером, немецким психологом и основателем гештальт-психологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальт-психологии.
1. Принцип близости
Близкие друг к другу в пространстве и времени элементы, которые кажутся нам объединенными в группы, мы воспринимаем их вместе.

2. Принцип преемственности
Существует тенденция следовать направлению, которое позволяет наблюдаемым элементам соединяться в непрерывной последовательности или в определенной ориентации. На рисунке мы видим не только отдельные точки, но и две пересекающиеся линии.

3. Принцип подобия
Такие элементы мы воспринимаем вместе, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на изображении воспринимаются как строки, а не столбцы.

4. Принцип закрытия
Есть тенденция дополнять незаконченные элементы и заполнять пробелы.

5. Принцип простоты (закон значимости, принцип хорошего тона, закон беременности)
Мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или комбинацию простейших форм. На фото мы видим три разные простые формы, а не одну сложную.

Гештальт-беременность означает, что при любых условиях мы стремимся видеть фигуры как можно полнее.
6. Рисунок-фон
Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и фон, на котором он появляется. Объект ярче, заметнее.
Факторы восприятия

Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.
а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер стимула;
— контраст раздражителя;
— движение раздражителя;
— распознавание стимула.
б) Внутренние факторы:
— поселение человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные характеристики (самооценка, левша или правша, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.
Иллюзия реальности
Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искаженно, а эффект устойчивый. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.
Разрушение ложки в стакане чая называется физической иллюзией, а разделение изображения при нажатии на глазное яблоко является физиологическим. Психологическая иллюзия возникает при переоценке одних и тех же линий вверху или внизу при объективном равенстве их длины.
Другой пример — переоценка верха фигуры. Делая вертикальную линию пополам, человек часто совершает ошибку, выставляя центр намного выше настоящего.
Восприятие человека человеком
Интересная картина получается, когда дело касается восприятия человеком человека. Интересно, потому что на самом деле мы не видим друг друга на первой встрече такими, какими являемся на самом деле, и тому есть много причин.
Вы замечали, что когда вы встречаете кого-то, кто вам симпатичен, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если у него есть внешнее сходство с любимым другом-мамой-братом, то симпатия к нему значительно возрастает?
Восприятие окружающих обусловлено множеством других факторов, на которые мы сознательно или не обращаем внимания: осанка, жесты, культура языка, хорошие манеры, поведение, профессия, статус и другие.
Итак, есть 4 способа интерпретировать характеристики других людей:
- эмоциональный: красивое — значит хорошее, искреннее;
- аналитический — нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
- перцептивно-ассоциативный: похож на вредного соседа, а значит, одинаково неприятен;
- социально-ассоциативный — приписывание человеку социальных качеств по внешнему виду. Рваная и грязная одежда «говорит» нам о дисфункциональной личности и заставляет нас держаться от нее подальше. Но чистый костюм и дорогая машина возвышают перед нашими глазами неизведанное.
Типы и виды восприятия
В психологии человека специалисты выделяют одновременно несколько типов и типов восприятия. В настоящее время это более или менее консолидированная и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия варьируется от простого к сложному. Самый простой тип основан на одном из ощущений. Это может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В этих примерах восприятие строится анализатором на основе стимулов. Если в процесс отражения включено несколько ощущений, как, например, при просмотре фильма или составлении букета, восприятие относится к сложным типам.
Также восприятие в психологии делится на несколько типов. Эта классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Таким образом, специалисты выделяют на отдельные типы восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее с научной точки зрения называется социальным восприятием.
Восприятие времени основано на изменении внутренних процессов психики человека, а потому во многом субъективно.
Восприятие пространства дает представление о форме, размере и положении предметов в трехмерной реальности. Перемещение объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее относительное, а не относительное. Родственник воспринимает движение объекта как функцию других объектов. С другой стороны, несвязанный воспринимает объект изолированно от посторонних.
Пространство, время и движение
Взаимодействие и сочетание различных ощущений дает возможность воспринимать определенные формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Это включает в себя оценку присутствия и положения своего тела. Помимо визуального чтения: направление, расстояние, форма, глубина и объем.
Большое значение имеют удаленность предметов, положение света и тени. Обонятельная, слуховая, вестибулярная и другие сенсорные системы участвуют в восприятии пространства.
Восприятие времени — понятие очень субъективное, но есть некоторые закономерности. Все явления жизни происходят во времени. Закон настоящего и прошлого гласит, что чем насыщеннее настоящее, тем оно кажется короче. Время ожидания кажется очень долгим.
Однако в воспоминаниях существует обратный образ: насыщенный событиями период времени воспринимается как более продолжительный. Оценка времени очень индивидуальна. Характер деятельности, структура и мотивация влияют на оценку. Высокий процент ускоряет временные рамки, а низкий процент замедляется. На это также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.
Движение — это отражение изменчивости положения объекта в пространстве; Также учитываются направление и скорость движения.
Различают восприятие:
- по форме движения: круговое, дугообразное, прямое и так далее ;
- амплитуда колебаний — малая, средняя и большая;
- по направленности: вправо, влево, вверх, вниз;
- продолжительность — короткая, длинная;
- по ускорению и скорости — в быстром, медленном, равномерном или прерывистом темпе;
- по характеру движения: сгибание, кручение, разгибание.
Эффекты восприятия
Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:
Эффект проекции — это свойство людей приписывать свои достоинства человеку, который им нравится, а свои недостатки — неприятному. Этот эффект предполагает, что другие люди обладают теми же качествами, что и человек, которого они воспринимают.

Эффект ореола — это формирование определенного отношения к человеку через прямое присвоение ему определенных качеств; полученная информация о человеке накладывается на заранее созданный образ. Этот эффект заключается в распространении общего мнения на частное.

Эффект первенства и новизны — это тенденция людей, обладающих противоречивой информацией о другом человеке, придавать больший вес данным, полученным вначале (если вы воспринимаете незнакомца) или более свежей информации (если вы воспринимаете старую женщину) знания).
Эффект физиогномической редукции — это свойство людей делать выводы о характере и психологических характеристиках человека, исходя из особенностей его внешности.

Уровни восприятия
Процесс знакомства с объектом проходит в несколько этапов. Структура восприятия обусловлена разными уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:
- Обнаружение. На этом этапе сознание только фиксирует факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
- Дискриминация. Теперь мозг получает от анализаторов сигналы о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
- Идентификация. Получив информацию о свойствах объекта, сознание соотносит их со свойствами других объектов, изображения которых хранятся в его памяти.
- Идентификация. После анализа прошлого опыта и новых данных мозг распределяет новый объект по группам и категориям, которые он имеет. Распознавание и классификация объекта означает, что это восприятие было успешным.
Перцептивные действия
Когда человек совершает движения, чтобы идентифицировать объект или явление, это называется перцептивным действием. Другими словами, восприятие — это определенный процесс обнаружения воспринимаемого объекта по отношению к изображениям, имеющимся в памяти.
Существует четыре уровня перцептивного действия:
- Обнаружение объекта.
- Дискриминация.
- Идентификация и идентификация.
Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения как реакции на раздражитель. Следующий этап — различение, формирующее перцептивный образ эталона; параллельно начинаются процессы идентификации. С помощью идентификации воспринимаемый объект сравнивается с изображением, хранящимся в памяти. Объект считается распознанным, если он отнесен к определенному классу объектов.
Перцептивные действия составляют целую систему, некоторые из них требуют особого развития и тренировки.
Типология
Мы исследовали фундаментальные свойства восприятия. Что можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится по множеству причин. Например, различают намеренное и непреднамеренное восприятие. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названию.
В первом случае с самого начала у человека есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ предмета. Во втором нет такой задачи, и познавательный процесс активируется из-за внешних обстоятельств: мы предполагаем, что субъект нас заинтересовал, потому что он находился в непосредственной близости.
При наблюдении может развиться интенциональная форма, то есть длительный (возможно, прерывистый) преднамеренный процесс, в результате которого мы получаем информацию о ходе явления или его изменениях за определенный период времени. Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода обучения человека, без него настоящий профессионал на рабочем месте не может обойтись.
Вы также можете разделить по типам анализаторов (нервных структур, которые реагируют на стимуляцию), участвующих в познании. Следует помнить, что речь идет только о наиболее активных анализаторах, поскольку многие из них всегда участвуют в процессе восприятия.
Итак, традиционно различают слуховое (слуховое), зрительное (зрительное), обонятельное, тактильное (тактильное восприятие), вкусовое восприятие. Точно так же различают типы информации по способу восприятия: звуковая, тактильная, вкусовая…
Еще одну разновидность этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Это включает в себя восприятие движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть изображение социальных объектов, появляющихся в психике, а не неодушевленных предметов) и другие типы.
Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их реализации требуется активная работа нескольких анализаторов одновременно. Если в первую очередь задействован только один, восприятие, следовательно, будет простым.
Классификация видов восприятия
1) Разделение по режимам:
— зрительное восприятие;
— слуховое восприятие;
— тактильное восприятие;
— восприятие вкуса;
— обонятельное восприятие.
Возможны комбинации разных типов восприятия.
2) Разделение по объекту восприятия:
— восприятие пространства (включает восприятие размера, формы, взаимного расположения предметов, их рельефа, расстояния и направления);
— восприятие времени (отражение продолжительности и последовательности явлений или событий);
— восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов);
— восприятие скорости;
— восприятие менеджмента;
— восприятие произведения искусства;
— восприятие фундаментальных явлений жизни человека.
3) Разделение по цели:
— осознанное (произвольное) восприятие (мы руководствуемся заранее поставленной целью или задачей);
— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (нет волевой активности и цели).
4) Разделение по участию других психологических образований:
— эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами);
— рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) .

Цвета
В другом исследовании, которое мне нравится, Лин и соавторы создали алгоритм для определения «семантически резонансных цветов». Например, если я хочу поговорить об океане, я использую синий, а если я хочу поговорить о любви, я использую розовый или красный.
Алгоритм проанализировал изображения Google и выделил ключевые слова цветом. Затем с помощью участников программы «Механический турок» ученые проверили, эффективно ли работает программа. Некоторые результаты забавны.

Виды восприятия у людей
Все анализаторы всегда участвуют в процессе принятия окружающей действительности, однако только 1 из них является основным каналом получения информации. Итак, при чтении основным каналом является зрение, при прослушивании музыки — слух и т.д. Восприятие обычно классифицируется по разным признакам.
По модальности
Кризис подросткового возраста в психологии: что это такое, причины
По модальности различают следующие типы восприятия:
- Визуальный — формирование целостного образа объекта в сознании;
- Слуховые: способность воспринимать звуки;
- Тактильные: получение информации об определенной вещи путем прикосновения к ней;
- Обонятельные: способность различать запахи;
- Вкусовые — выражают формирование представлений о еде на основе работы вкусовых рецепторов.
В зависимости от ведущего анализатора
В зависимости от того, какой анализатор является основным, восприятие делится на простое и сложное. Простые типы включают кинетический (на основе ощущений и движений), слуховой (на основе слуха) и визуальный (на основе зрения).
Основные сложные типы и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто полагается на 2 и более аналитических системы, это приводит к развитию у него моторно-зрительно-слухового или моторно-зрительного восприятия.
Дополнительная информация. Кроме того, существуют особые типы восприятия, которые возникают в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, действует определенный тип восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка обращается с ним, анализируя ее поведенческие реакции, активируется другой тип этого психического процесса.

Как мне это нравится?
По способу актуализации
В психологии такие типы восприятия делятся на произвольные и непроизвольные. Если этот процесс произвольный, у него есть конкретная цель, и человек предпринимает определенные действия для ее достижения. Произвольное восприятие возникает, когда человек читает научный текст, желая узнать что-то новое.
Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Это происходит, например, когда в класс входит опоздавший ученик: все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.
Нарушения восприятия
1) Иллюзии — это неправильное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.

При определенных условиях они возникают у большинства людей и могут быть вызваны физическими факторами (восприятие ложки в стакане чая, который выглядит разбитым), физиологическими (двойное изображение предметов, если в момент восприятия вы нажимаете на бок глазного яблока) и по психологическим причинам (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза

это оптическая иллюзия восприятия по отношению к измерениям. Два предмета одинакового размера могут выглядеть по-разному. Если объект помещен между более мелкими объектами, он будет казаться больше, чем если бы тот же объект был помещен между более крупными объектами.
б) Иллюзия Понцо

Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что человеческий мозг определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, как уходящие вдаль железнодорожные пути. В результате горизонтальные линии воспринимаются по-разному.
в) Иллюзия Аристотеля

Это иллюзия прикосновения. Между (под) скрещенными пальцами помещается небольшой предмет (карандаш) (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого с внешней стороны. Когда пальцы (и руки) двигаются по объекту (вперед и назад), через некоторое время кажется, что пальцы касаются 2 объектов.
г) Иллюзия Целльнера

Оптическая иллюзия, в которой параллельные линии, пересекаемые серией коротких диагональных линий, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера-Лайера

Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении сегментов, обведенных стрелками. Сегмент, обрамленный «точками», кажется короче, чем сегмент, обрамленный «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа

Оптическая иллюзия, когда красная линия является продолжением черной линии, а не синей.
Галлюцинации
2) Галлюцинации — это неправильное восприятие без объекта.

Галлюцинации возникают при злоупотреблении алкоголем (алкогольный делирий), наркотиками, психостимуляторами (ЛСД, кокаин и др.), Наркотиками (например, антидепрессантами), при психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия), органическом поражении головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля Бонне).
Видео: Механизмы восприятия — Мария Фаликман
