Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы

Содержание
  1. Что такое эхолалия, эхофразия? Определение
  2. Акустико-мнестическая афазия
  3. Динамическая афазия характеризуется поражением задних лобных областей доминантного полушария, отвечающих за планирование и регулирование речевой деятельности. В результате возникает сложность построения развернутого изложения, а в самых серьезных случаях — его полная невозможность. В этом случае пациент правильно произносит отдельные звуки, слова и короткие фразы, поскольку трудностей с артикуляцией нет. Но в ситуационной речи отмечается общая спонтанность, эхолалия и экопраксия, когда афазик повторяет за человеком не только слова, но и движения губ. Нарушение внутреннего планирования речи приводит к примитивности синтаксических конструкций, наличию грамматических и языковых схем и затруднениям в рассказывании. Функции чтения и записи остались без изменений.
  4. Диагностика
  5. Способы диагностики речевого нарушения
  6. Когда встречается эхолалия?
  7. Смешанные формы
  8. Эфферентная моторная афазия возникает, когда поражены премоторные части лобных долей мозга (центр Брока), что сопровождается такими симптомами, как нарушение движений и трудности с усвоением двигательной программы. В тяжелых случаях при нарушении кровообращения после инсульта речь может полностью отсутствовать. Страдает двигательная функция артикуляционного аппарата, так как сигнал о начале и конце речевого акта задерживается, что вызывает инертность, стереотипность речи, настойчивость — повторения одного и того же слога или слова. Пациент не может своевременно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, из-за чего страдает экспрессивная речь. Трудности возникают при повторении ряда звуков или слогов, при назывании предметов. В разговоре пациенты пропускают глаголы, предлоги, глотают окончания. Речь аграмматическая, напоминает телеграфный стиль. При письме путают порядок букв в слове, затрудняются подобрать правильную букву. В тяжелых случаях чтение и письмо совершенно невозможно. В легких случаях пациент может написать слово на слух, пропуская звуки на пересечении согласных или переставляя их. Также нарушается понимание речи, особенно переносного значения неоднозначных выражений и слов.
  9. Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная
  10. Семантическая афазия
  11. Причины возникновения эхолалии
  12. Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг.
  13. Коммуникация настроения.
  14. Систематизация итогов дня.
  15. Почему возникают речевые повторы
  16. Симптомы и клиника эхолалии
  17. Сенсорная афазия
  18. Коррекция эхолалии
  19. Афферентная моторная афазия

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанной компульсивной бессмысленностью эхолалия, лечение, коррекция
неконтролируемое человеком автоматическое повторение звуков, слогов, слов, которые слышны в речи других людей. Кроме того, интонация слышимых слов также может сохраняться. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «эхо», что означает «отражение звука», и «лалия», что означает «речь», или «лалео», что означает «говорить». В древнегреческой мифологии существовала нимфа по имени Эхо. Он превратился в камень. От нее остался только ее голос. Голос повторил окончание слов, которые люди говорили в его присутствии. Синоним — экофразия.

Акустико-мнестическая афазия

Причина акустико-мнестической афазии — поражение центрального и заднего отделов височной области. Для него характерны такие симптомы, как снижение слуховой языковой памяти из-за подавления слухового контроля. Услышав каждое новое слово, пациент теряет понимание предыдущего, поэтому происходит многократное повторение одного и того же слога или слова. Афазик с акустической памятью не может повторять подряд 3-4 слова с разными значениями. Например, небо, рука, трава, ложка повторяют первое или последнее слово. Фонематический слух и правильная артикуляция сохраняются, что приводит к многословию, компенсирующему трудности в общении. Страдает номинативная функция речи, рассказывающей по сюжету картинки. Непонимание значения слов приводит к словесным парафазиям — заменам слов в предложении, соединению слова в письменной форме. Вместе с письмом нарушаются счет и чтение.

Динамическая афазия характеризуется поражением задних лобных областей доминантного полушария, отвечающих за планирование и регулирование речевой деятельности. В результате возникает сложность построения развернутого изложения, а в самых серьезных случаях — его полная невозможность. В этом случае пациент правильно произносит отдельные звуки, слова и короткие фразы, поскольку трудностей с артикуляцией нет. Но в ситуационной речи отмечается общая спонтанность, эхолалия и экопраксия, когда афазик повторяет за человеком не только слова, но и движения губ. Нарушение внутреннего планирования речи приводит к примитивности синтаксических конструкций, наличию грамматических и языковых схем и затруднениям в рассказывании. Функции чтения и записи остались без изменений.

Диагностика

Длительное сохранение словарного запаса и имитация слоговой речи в детстве или появление этого симптома у взрослых требует посещения психиатра и невролога. Эхолалия диагностируется в процессе общения с пациентом, отслеживая его речь. Автоматическое повторение фраз и слов, как правило, легко распознать. Чтобы установить характер эхолальной симптоматики, проводится комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса. История болезни, клиническое собеседование, неврологическое обследование позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени и критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующая эхолалия, неврологические расстройства, психопатологические симптомы.
  • Логопедический тест. Логопед исследует функцию речи, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов речи, потерю индивидуальных связей. В заключение отмечается, является ли эхолалия результатом неразвитости языка или его распада.
  • Патопсихологические тесты. Исследование проводится на память, мышление, внимание и интеллект. Результаты указывают на наличие или отсутствие признаков органического поражения центральной нервной системы, интеллектуального недоразвития как причины эхолальных проявлений.
  • Нейропсихологические тесты. Диагностика нейропсихолога направлена ​​на анализ высших психических функций. Данные тестов позволяют определять нейропсихологические симптомы (различные виды алалии, афазии), дифференцировать неврологические заболевания.

Способы диагностики речевого нарушения

диагностировать афазию, симптомы заболевания и его вид можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты для определения речевых функций пациента, его неврологического статуса. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы. По результатам обследований и анамнеза составляется план лечения пациента.

Когда встречается эхолалия?

При каких патологических состояниях, заболеваниях, заболеваниях возникает эхолалия? Эхолалию чаще всего можно увидеть при различных неврологических и психических заболеваниях, таких как синдром Туретта (болезнь Жиля де ла Туретта), аутизм (ранний детский аутизм, аутичное поведение, спектр аутизма, аутистические черты личности), синдром Андреаса Ретта, шизофрения (кататоническая), задержка умственного развития (слабоумие, умственная отсталость, слабоумие, слабость), дисфазия, поражение лобных долей головного мозга. Обычно эхолалия возникает как этап языкового развития у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, когда ребенок повторяет услышанные слова, таким образом выучивая язык. Если 3-летний ребенок потом повторяет или кричит слова, то это признак серьезной патологии. В этом случае следует немедленно обратиться к врачу.

Смешанные формы

Эфферентная моторная афазия возникает, когда поражены премоторные части лобных долей мозга (центр Брока), что сопровождается такими симптомами, как нарушение движений и трудности с усвоением двигательной программы. В тяжелых случаях при нарушении кровообращения после инсульта речь может полностью отсутствовать. Страдает двигательная функция артикуляционного аппарата, так как сигнал о начале и конце речевого акта задерживается, что вызывает инертность, стереотипность речи, настойчивость — повторения одного и того же слога или слова. Пациент не может своевременно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, из-за чего страдает экспрессивная речь. Трудности возникают при повторении ряда звуков или слогов, при назывании предметов. В разговоре пациенты пропускают глаголы, предлоги, глотают окончания. Речь аграмматическая, напоминает телеграфный стиль. При письме путают порядок букв в слове, затрудняются подобрать правильную букву. В тяжелых случаях чтение и письмо совершенно невозможно. В легких случаях пациент может написать слово на слух, пропуская звуки на пересечении согласных или переставляя их. Также нарушается понимание речи, особенно переносного значения неоднозначных выражений и слов.

Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная

Рефлексологи, неврологи, психиатры выделяют 2 типа эхолалии: немедленная эхолалия, отсроченная (отсроченная) эхолалия. При немедленной эхолалии ребенок повторяет слово сразу же после того, как услышит его от человека или любого другого источника звука. При отсроченной эхолалии дети повторяют ранее услышанные слова через долгое время. После оглашения приговора это может занять несколько минут или несколько лет. Отсроченная эхолалия часто встречается при синдроме Туретта и аутизме и является симптомом расстройства. Также различают истинную эхолалию и смягченную эхолалию. При истинной эхолалии происходит автоматическое повторение адресной речи, при смягчении эхолалии пациент повторяет слова с преобразованием.

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминирующего полушария. Пациенту сложно подобрать правильное слово при назывании предметов; вместо существительного он может произносить глагол или прилагательное, описывающее свойства или функции этого объекта. Замените слово целым предложением (словесные парафазии). Например, вместо слова «стул» они говорят «белый», чтобы сидеть. Они теряют понимание пословиц, метафор, слоганов и неправильно строят лексические и грамматические конструкции. При нехватке словарного запаса сустав сохраняется. Письменная речь отличается аграмматизмом, стереотипными предложениями, отсутствием сложных предложений и уменьшением количества прилагательных.

Причины возникновения эхолалии

Когда и почему возникает эхолалия? Эхолалия при аутизме может заполнять паузу, выражать согласие или несогласие, называть окружающие явления, людей, предметы, позволять ребенку успокаиваться, заниматься спортом, понимать чужую речь, вспоминать прошлое, делиться своими чувствами, веселиться, делиться переживаниями и чувствами. Причины возникновения эхолалии могут быть разными.

Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг.

В этом варианте ребенок часто повторяет слова, прочитанные в книгах или услышанные по телевизору. В этом случае у мальчика или девочки возникают ассоциации и эмоции по поводу действий или предметов, которые он видел. К тому же появление изображений не связано с текущей ситуацией. Это сильно мешает взаимодействию ребенка с другими детьми или взрослыми.

Коммуникация настроения.

Ребенок может выразить свое настроение, и это настроение часто ассоциируется у него с определенной фразой, которую он вспомнил накануне. Кроме того, предложение может не иметь отношения к настроению, которое оно выражает в ребенке.

Систематизация итогов дня.

У маленьких детей отсроченная эхолалия может выражать своеобразную обработку полученной в течение дня информации, не позволяющую им успокоиться.

К сожалению, в пожилом возрасте эхолалия в большинстве случаев указывает на серьезную патологию, синдром Туретта, аутизм, которые необходимо своевременно лечить.

Почему возникают речевые повторы

нельзя сказать, что найденные в детской речи повторы бессмысленны. Дело в том, что до определенного возраста такой способ является нормой. Но его наличие в речи старших детей — это уже признак патологии. Эхолалия у 3-летнего ребенка — это возможность:

  1. Побеседуйте. Мальчик еще слишком мал, чтобы понимать, что разговор предполагает диалог. Он не умеет составлять предложение и уверен, что для успеха общения нужно только повторять за собеседником.
  2. Поймите, что вы слышите. Этот способ типичен для взрослых, изучающих иностранный язык. Чтобы понять предложение, им нужно услышать его, и в этом помогает повторение, в том числе и маленьким детям.
  3. Обозначает объект или действие. Например, если ребенку сказали «Пойдем поесть!» Перед кормлением грудью он позже повторит эту фразу, если захочет, чтобы его накормили. Поэтому логопеды изначально рекомендуют при выполнении определенных действий привыкнуть к фразе, которую в данной ситуации должен произносить ребенок, а не взрослый. Например, когда вы дарите ребенку игрушку, скажите «Давай!». Хотя обычно, и это логично, говорят «На!» Если придерживаться этой тактики, то позже, когда ребенок научится говорить, если ребенку понадобится игрушка, он сразу скажет «Давай!»;
  4. Покажи согласие. В этом случае повторение предложения может означать, что ребенок не возражает против сказанного.
  5. Покажи свои эмоции. Поэтому дети говорят фразы, которые ассоциируются у них с определенными чувствами.

Если эхолалия в речи старшего ребенка необходима для самостимуляции или восстановления внутреннего равновесия, можно заподозрить РАС. Для аутистов важны ритуалы и привычки. Повторение определенной фразы помогает им перейти в желаемое состояние: успокоиться или активироваться.

Симптомы и клиника эхолалии

Основные симптомы эхолалии — это повторение слов, словосочетаний, фраз.

Сенсорная афазия

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия возникает при повреждении верхней височной извилины. Отличительный симптом сенсорной афазии — непонимание того, как слушать чужую речь. Утрачивается не только фонематический слух, но и способность различать тембр голоса, интонацию, различать невербальные звуки: звук воды, скрип двери и т.д. Буква сильно нарушена, расчет соблюдается — неумение считать. У пациентов с сенсорной афазией, как правило, не нарушается двигательная функция, а отсутствие самоконтроля над речью приводит к тому, что они не сразу осознают свое заболевание, поэтому становятся подвижными и разговорчивыми. Меняется и понимание значения слов, одинаково воспринимаются имена, различающиеся по значению (собака-гость-гвоздь). Когда их просят показать ствол на фото, они указывают на почку. Из-за нарушения фонематического слуха возникают буквальные парафазии — неправильное употребление звуков в слове или их замена. Чтение остается самой неизменной функцией, поскольку задействованы оптические и кинестетические анализаторы.

Коррекция эхолалии

В настоящее время не существует специфических препаратов, способных вылечить эхолалию. Коррекция эхолалии связана с постоянной работой отца и матери с малышом, четким и четким произношением слов, отсутствием стрессовых ситуаций в семье. Коррекция поддается только немедленной эхолалии при нормальном речевом формировании ребенка. В случае патологической эхолалии необходимо обратиться в Сарклинику для планового пошагового лечения.

Афферентная моторная афазия


Эта форма заболевания — афферентная моторная афазия — является следствием поражения постцентрального и нижне-теменного отделов коры головного мозга. Один из вариантов афферентной моторной афазии — нарушение пространственной практики различных органов артикуляции, невозможность произносить слова в спонтанной речи. Хаотичное движение языка и губ приводит к путанице или замене звуков в слове. Это связано с отсутствием кинестетической оценки уровня артикуляции органов артикуляции при производстве речи. Больные афферентной моторной афазией делят закрытый слог на два открытых, согласные звуки отсутствуют (тап-ки — со-ки). Понимание речи также страдает, поскольку они не распознают слова с похожими звуками по положению и способу артикуляции на слух. Они не понимают разницы между глаголами, обозначающими пространственные отношения (бегать, бегать), им трудно понять косвенные падежи личных местоимений.

Второй вариант («кондуктивная афазия») характеризуется относительно нетронутой ситуативной речью, но утверждения являются клише. Повторение, наименование слов и предметов нарушено. Таким образом, возникают перестановки слогов (но-га — га-но), пропуски гласных, но визуальное представление о наличии звука в слове сохраняется, например, при пропуске буквы «е» больной ставит указывает на соседнюю букву. Обычно при афферентной моторной афазии сильно нарушаются чтение и письмо, в зависимости от степени оральной апраксии. В письме, как и в устной речи, бывает путаница, пропуски звуков. В некоторых случаях буква сохраняется, что объясняется апраксией глотки и гортани, которые служат лишь предустановкой для всех артикуляционных движений.

Оцените статью
Блог о психиатрии